Рекомендации
для родителей по речевому развитию
для детей старшего дошкольного
возраста.
Уважаемые родители!
Важнейшим условием для того, чтобы
ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён
с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью
неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные
игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет
речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных
образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним,
фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.
Игра - это основной вид
деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает
свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него
формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
Играя с ребёнком, будьте
дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не
скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он
обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы
при неудачах.
Что мы
интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?
В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:
- Составлению творческих рассказов
- Составлению рассказов по картине, по серии картин
- Пересказам
Очень важно с детьми разучивать стихи - это
способствует развитию
выразительности, тренирует память.
Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки - это
занятие учит детей делать выводы,
анализировать, развивает мышление.
Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
И еще учеными доказано, что через игру ребенок
усваивает знания быстрее.
Что необходимо делать дома:
1. В первую очередь, разговаривая с ребенком,
постоянно обращайте внимание
на собственную речь: она должна быть четкой и внятной.
Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую
очередь учится говорить
у вас, поэтому следите за своей речью, за её
правильностью
2. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И
если вы заметили,
что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь
обратиться
к специалистам (логопеду, психологу,
дефектологу)
3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную
роль в развитии речи ребенка,
он усваивает новые слова, обороты, развивает
слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным,
выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное
4. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку
эти фразы:
Ты самый любимый! Ты очень многое можешь! Что бы мы
без тебя делали!
Иди ко мне! Садись с нами! Я помогу тебе. Я радуюсь
твоим успехам
Расскажи мне, что с тобой.
Рекомендации для родителей
по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Важным условием для развития речи является повседневное позитивное общение
ребёнка с взрослым! Предлагаю несколько упражнений, игр, заданий по развитию речевых навыков и
умений.
Развитие коммуникативных навыков.
- Чтение (пересказывание) сказок,
рассказов;
- разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок;
- беседы о различных явлениях окружающего мира (животных,
насекомых, растениях и т. д.);
- наблюдения за погодными изменениями;
- совместное придумывание рассказов, сказок.
Не оставляйте без внимания вопросы детей,
отвечайте в доступной для ребёнка форме и чаще сами задавайте вопросы,
добиваясь ответов.
Развитие речевой моторики.
Для чёткой артикуляции звуков (звукопроизношения) нужны
сильные, подвижные органы речи –
язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка
полноценных движений и определённых положений органов речевого аппарата,
необходимых для правильного произношения звуков.
Игры:
1.«Четвёртый
лишний».
Ребёнок
должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Например:
ваза – роза - нарцисс- гвоздика.
2.
«Посчитай». Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два
яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно
добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблок, пять
красных яблок и т.д.
3.«Скажи
наоборот».
Взрослый
называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные:
смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.
Глаголы:
пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные:
широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.
Наречия:
далеко-…, высоко- …
4. «Подбери
слово».
Ребёнку
предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а
потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается
со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)
5.
«Отгадай загадку».
Загадки учат
детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Например:
«Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте
детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного
цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
6. «Подумай
и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.
Например:
Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?
7. «Расскажи
стихотворение».
Заучивайте с
детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
8. «Расскажи
сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по
ролям, рисуйте картинки по сказкам.
Рекомендации
Для того,
чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать
несколько условий.
•
Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития. Не перегружайте
ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны
соответствовать его возрасту.
•
В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь,
звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о
выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно
объясните малышу.
•
Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также
уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит
развитие
ребенка.
•
Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и
ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем
случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и
покажите, как надо произнести слово.
•
Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему:
говорить надо внятно, чётко и не спеша.
•
Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли
ему ваш ответ?
Комментарии
Отправить комментарий